|
Библиотека27.05.08
Присадки к антифризам(Справка: присадка - препарат, добавляемый в небольших количествах к топливу, смазочным и другим материалам для улучшения их эксплуатационных свойств) В связи с тем, что этиленгликоль оказывает коррозионное действие на металлы, в состав антифризов вводят антикоррозионные присадки. Для предотвращения вспенивания в антифризы добавляют антипенные присадки. В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Также существуют безсиликатные ингибиторы для защиты алюминия, некоторые используют меркаптобензтиазол натрия для защиты меди и латуни, некоторые – бораты или фосфаты для создания pH, некоторые содержат амины в качестве парофазного ингибитора коррозии и многие др. Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель ОЖ не использует стабилизатор силиката. В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток – это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. Выпадая в осадок, присадки оседают на стенках внутренних полостей системы охлаждения. В итоге, снижается пропускная способность каналов и ухудшается теплоотвод. Альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая замена ОЖ. Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно- и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей ОЖ работают уже с начала 90-х годов 20-го века. В составе ОЖ нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые существенно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные. Такие антифризы содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов. Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 250 тыс. км для легковых автомобилей и 650 тыс. км для грузовых (5 лет). свойств антикоррозийных присадок Источник: Arteco Таким образом, можно сделать вывод, что и силикатный, и карбоксилатный антифриз производятся на базе этиленгликоля (реже - пропиленгликоля). Однако силикатный антифриз, защищая систему охлаждения от коррозии, в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю ее поверхность тонким слоем накипи, что ухудшает теплообмен в системе охлаждения и снижает ее эффективность. Карбоксилатный же антифриз локализует коррозию только в тех местах, где она появляется. Стоит отметить, что присадки к антифризам на основе карбоновых кислот (технология OAT) все еще содержат некоторые традиционные ингибиторы коррозии, такие как толитриазол, для защиты «мягких» металлов (медь, латунь и др.), однако срок службы у них намного меньше чем у карбоксилатов. Карбоксилаты сами по себе при определенных условиях могут распадаться на бесполезные и даже вредные химические вещества, и они могут вступать в реакцию с традиционными антифризами (если их, например, смешают по ошибке) и образовывать соединения, которые уже не могут действовать как ингибиторы коррозии. Карбоксилатные антифризы на основе органических кислот имеют и другие недостатки, схожие с недостатками традиционных антифризов на основе неорганических солей. Например, они повреждают некоторые прокладочные материалы. В связи с этим многие специалисты не рекомендуют их к использованию в дизельных двигателях. Также антифризы на основе органических кислот обладают меньшей вязкостью, чем традиционные антифризы, вследствие чего они чаще протекают. С другой стороны растворы с меньшей концентрацией в антифризах на основе органических кислот (менее вязкие), образуют меньше накипи, чем традиционные типы антифризов с высокой концентрацией солей. Но в любом случае, по мнению большинства специалистов, карбоксилатная технология на данный момент является самой передовой, а карбоксилатные антифризы характеризуются наилучшими эксплуатационными характеристиками. В России с недавнего времени также выпускаются карбоксилатные антифризы. В частности, к антифризам данного класса относятся «Sintec Euro» (Обнинскоргсинтез), «Cool Stream» (Техноформ), Felix (Тосол-Синтез), «Торса» (Булгар-Синтез), ISL (И.С.Лаборатория). В некоторых из этих продуктов карбоксилатная технология сочетается с традиционной. В составе таких антифризов отсутствуют нитриты, нитраты и амины (их заменяют соли карбоновых кислот), но имеются бораты и фосфаты. Такой синтез двух технологий позволяет увеличить срок службы антифриза лишь до 3 лет. И все же данные жидкости намного лучше охлаждающих жидкостей, изготовленных по стандартам ASTM D3306. В Россию присадки для производства охлаждающих жидкостей поставляют крупные иностранные концерны: BASF, Arteco, Hi-Gear. Около 90% российского рынка присадок для антифризов составляет продукция BASF, поставляющего различные модификации пакета присадок Glysantin. В большинстве случаев пакет присадок поставляется в растворе этиленгликоля. Химический состав их не разглашается. В технической характеристике приводятся по большей части общие данные. В России пока нет подобных разработок. Создание пакета присадок такого уровня очень длительное и дорогостоящее мероприятие. Проведение всего комплекса испытаний требует серьезной научной и технической базы, владение методиками экспресс-оценки, которые у нас отсутствуют в силу невостребованности и ввиду отставания нашего автопрома от мирового уровня. Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Вернуться в раздел >>> Библиотека Другие новости и статьи: |
Текущий выпуск
Популярные статьи
|
|