|
Библиотека03.04.07
Антифрикционные пластичные смазки общего назначенияВ странах СНГ выпускается более двухсот наименований антифрикционных смазок и более тысячи за рубежом. От правильного выбора смазки зависит надежность и долговечность узла трения. В данной статье дан краткий обзор антифрикционных смазок общего назначения, указаны их преимущества и недостатки. В дальнейшем будут рассмотрены специализированные смазки, которые не могут быть заменены смазками общего назначения.
Обслуживание бульдозера Komatsu с помощью электронагнетателя Антифрикционные смазкиПредназначенны для снижения трения между трущимися поверхностями, уменьшения износа и предотвращения задиров, заедания и сваривания металлических поверхностей. Применяются в следующих основных узлах трения:– подшипники качения и скольжения; – зубчатые, винтовые и цепные передачи; – различные трущиеся плоскости (например, вал втулка, ползун направляющая и т. д.); – шарниры разных конструкций; – электрические контакты; – тросы по ролику и т. п. Классификация антифрикционных смазок
Наиболее массовыми узлами трения являются подшипники качения различных конструкций: открытые и герметизированные, радиальные и упорные, шариковые, роликовые и многие другие. Выпускаются они в количестве, давно превысившем 1 млрд. шт./год, а потому среди других групп смазок Антифрикционные смазки занимают ведущее место (больше 90%) и по объему, и по ассортименту и насчитывают около 200 наименований у нас и более 1000 за рубежом. Патроны с пластичными смазками для обслуживания гидромолотов JCB (черный) и обслуживания машины JCB (желтый) В чем же отличие Антифрикционных смазок от жидких смазочных материалов? Для смазок характерны следующие особенности: малый удельный расход, более простая конструкция машин и механизмов и более продолжительный период действия. Смазки лучше масел амортизируют ударные нагрузки и уменьшают усталостное разрушение тел и дорожек качения. Правильный подбор Антифрикционных смазок и эффективность их работы определяются следующими наиболее важными факторами: - особенности узлов трения и условий эксплуатации смазок: температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар; - совместимость смазок с конструкционными материалами, контактирующими с ними в процессе срока службы; - совместимость смазок при их возможном смешении. Шприцевание рыхлительного агрегата бульдозера Komatsu В соответствии с вышесказанным Антифрикционные смазки делятся на следующие основные группы. В группу смазок общего назначения входят наиболее распространенные на территории России наименования солидолы, которые правильнее называть гидратированными кальциевыми смазками. Их доля составляет около 40% общего выпуска Антифрикционных смазок в России. Гидратированные кальциевые смазки получают путем загущения средневязких индустриальных масел кальциевыми мылами синтетических жирных кислот (СЖК) или естественных жиров. К достоинствам солидолов относятся их отличная водостойкость, коллоидная стабильность, хорошие защитные и смазочные свойства. Недостатки солидолов выражаются в низкой механической стабильности и ограниченном рабочем диапазоне температур: до +60 70°С. Модификатором структуры этих смазок выступает вода, поэтому при высоких температурах солидолы необратимо разрушаются. Гидратированные кальциевые смазки выпускают под марками Солидол С, Пресс-Солидол С, Солидол Ж, Пресс-Солидол Ж и применяют в относительно грубых узлах трения машин и механизмов. Графитная смазка по составу близка к Солидолу С, но приготовлена на более вязком масле и содержит до 10% графита. Ее используют в узлах трения скольжения тяжело нагруженных тихоходных механизмов, рессорах, открытых зубчатых передачах. Шприцевание рабочего оборудования экскаватора-погрузчика JCB 3CX При температуре выше 60 70°С, когда применение гидратированных кальциевых смазок невозможно, используют натриевые или натриево-кальциевые смазки, называемые еще консталинами. Они сохраняют работоспособность до +100 110°С, однако имеют также ряд существенных недостатков: – повышенное термоупрочнение при высоких температурах у смазок этого типа резко, иногда буквально за несколько минут повышается предел прочности; – низкая водостойкость. Водостойкость важна для всех видов смазок, работающих в узлах трения, соприкасающихся с водой, или в условиях высокой влажности воздуха. В России вырабатывают следующие смазки общего назначения для повышенных температур: – 1-13, получаемая путем загущения смеси нефтяных масел низкой и средней вязкости натриево-кальциевым мылом касторового масла; – консталин цилиндровое масло, загущенное натриевым мылом касторового масла. Изучайте матчасть точки смазки могут находиться в самом неожиданном месте Смазку 1-13 практически невозможно отличить от консталина присутствие небольшого количества кальциевого мыла практически не отражается на ее свойствах. При контакте с влажным воздухом эти смазки обводняются, а поверхностный слой эмульгирует. При упаковке в негерметичную тару они хранятся не более трех лет, а при хорошей герметизации до пяти. В смазках 1-13 и консталине отсутствуют антиокислительные присадки, что сокращает срок их службы в условиях повышенных температур. Кроме того, вследствие достаточно высокой вязкости масляной основы и большой концентрации загустителя смазка 1-13 уступает по морозостойкости даже солидолам. Ее используют в разнообразных подшипниках качения, реже скольжения и других узлах трения, смазывают подшипники электромашин, работающих при температуре 80 90°С, ступицы передних колес устаревших автомобилей и т. п. Консталин применяется в узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и т. д. Шприцевание балансира переднего ведущего моста JCB 3CX Многоцелевые смазкиМногоцелевыми называются многофункциональные или универсальные смазки, которые можно применять во всех основных узлах трения различных механизмов. Эти смазки водостойкие и используются в широком диапазоне температур и нагрузок. Однако не следует полагать, что многоцелевые смазки пригодны для замещения Антифрикционных смазок всех типов, в том числе специальных химически стойких, радиационно-устойчивых, термостойких или приборных. На самом деле многоцелевые смазки могут заменить лишь смазки общего назначения (солидолы), смазки общего назначения для повышенных температур, некоторые индустриальные и почти все автомобильные смазки. В основном многоцелевые смазки получают путем загущения нефтяных масел литиевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты. К данному типу Антифрикционных смазок в известной мере можно отнести и смазки на комплексных загустителях (загуститель образован мылами низко- и высокомолекулярной кислот) типа комплексно-алюминиевых, комплексно-кальциевых, комплексно-литиевых и полимочевинных смазок, однако большая их часть достаточно узкой специализации.Шприцевание ковшового оборудования экскаватора Volvo Температура каплепадения многоцелевых литиевых смазок составляет 180 200°С, вязкость при –30°С близка к 2000 Па•с, что позволяет использовать их в достаточно широком диапазоне температур. Наиболее распространены следующие их основные марки: Литол-24Представляет собой загущенную смесь нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты и содержит вязкостную и антфрикционную присадки. Высокая температура каплепадения, отличная водостойкость, низкая испаряемость дисперсионной среды, высокий предел прочности позволяют применять смазку при температуре до +110 130 °С. При более высокой температуре у Литола-24 резко падает почти до нуля предел прочности и ускоряются процессы окисления. Важно отметить, что для этой смазки не характерно термоупрочнение при повышенной температуре. Литол-24 сохраняет работоспособность до –40°С, а в мощных механизмах и при –55°С. Смазка обладает отличной механической стабильностью, невысокой коллоидной стабильностью, а благодаря антиокислительной присадке она достаточно химически стабильна. Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов: подшипниках качения и скольжения, зубчатых и других передачах, шарнирах. Его используют как единую автомобильную смазку, а также в механизмах тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, судовых механизмов и т. д. Допускается использование Литола-24 в электромашинах, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и горной технике.Шприцевание точек смазки на стреле экскаватора Volvo Справка: Предел прочности (ПП) минимальная нагрузка, при приложении которой происходит необратимая деформация (сдвиг) смазки. Известно, что частицы загустителя образуют в масле структурный каркас. Ниже ПП смазки подобно твердым телам проявляют упругость, выше ПП начинают течь, подобно жидкости. Смазки с невысоким ПП сбрасываются с движущихся деталей, стекают с наклонных и вертикальных поверхностей и плохо удерживаются в негерметизированных узлах трения. Очень высокий предел прочности в свою очередь отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках смазок, так как плотные смазки не поступают к трущимся поверхностям, и в результате смазочного материала не хватает в зоне трения, несмотря на то, что в механизме его достаточно. Температура каплепадения (Тк) полуэмпирический показатель, условно характеризующий верхнюю границу применения смазки. Для углеводородных, кальциевых и натриевых смазок Тк с достаточной точностью позволяет судить о верхнем температурном пределе работоспособности. Условность данного показателя можно проиллюстрировать следующим примером: для литиевых смазок Тк температурный предел 190 200 °С, температура применения не выше 120 130 °С (это связано с окисляемостью дисперсионной среды), а для смазок на неорганических загустителях этот параметр вообще не определяют. Патрон легко вставляется в шприц Вязкость определяет возможность подачи и заправки смазки в узлы трения при низких температурах. Этот параметр также влияет на пусковые характеристики механизмов и потери при работе различных узлов трения. Вязкие смазки препятствуют запуску маломощных механизмов. Механическая стабильность характеризует способность смазок восстанавливать исходные объемно-механические свойства после снятия нагрузки и последующего «отдыха». Сильно разупрочняющиеся при механическом воздействии смазки не удерживаются и вытекают из узлов трения при сравнительно небольшой нагрузке. Коллоидная стабильность (КС) характеризует способность смазок выделять масло при хранении и эксплуатации в минимальной степени. При недостаточно высокой КС масло начинает отделяться из структуры. Наверняка многие при покупке не вполне кондиционной смазки замечали на поверхности «лужицы» масла. Фиол-1, Фиол-2 и Фиол-2ММягкие смазки, по составу и основным характеристикам близкие к Литолу-24. Отличаются менее вязкой масляной основой и меньшим содержанием загустителя. Фиол-2М содержит дисульфид молибдена, поэтому у него хорошие противоизносные и противозадирные свойства по сравнению с Фиолом-2. Смазки были разработаны как аналоги итальянских смазок, которые использовала компания FIAT. Фиолы предназначены для применения в разнообразных узлах индустриального оборудования, работающих при малых и средних нагрузках и температуре менее 100°С: в подшипниках качения и скольжения, зубчатых маломощных редукторах, передачах станков и др. В настоящее время Фиол-1 и Фиол-2 используют в основном в системах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления и направляющих сидений, Фиол-2М в скоростных подшипниках текстильных машин.Смазка БНЗ-3Представляет собой нефтяное масло средней вязкости, загущенное литиевыми мылами стеариновой кислоты и касторового масла. Содержит антиокислительную и противоизносную присадки и работоспособно при температуре –30 +110°С. По противоизносным параметрам несколько уступает Фиолу-2М, а применяется в основном для герметизации узлов трения, роликовых опор ленточных конвейеров, механизмов экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, оборудования горнорудной промышленности.Бак для электронагнетателя Алюмол, ЛКМтранс-2 и ГерметинМенее распространенные смазки, которые, однако, находят применение в узлах трения машин и механизмов, различных транспортных средств и промышленного оборудования. Алюмол готовят на комплексном алюминиевом загустителе, поэтому у него хорошая водостойкость и высокие адгезионные свойства. Эта смазка работоспособна при температуре –40 +150°С, что приближает ее к термостойким аналогам. ЛКМтранс-2 приготовлена на комплексном литиевом загустителе, содержит многофункциональные присадки, и ей присущи не только хорошая водостойкость, высокая термическая и химическая стабильность, но и хорошие смазочные свойства. Герметин, как следует из названия, вполне можно использовать и при герметизации пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Работоспособен при температуре –40 +130°С. В импортных строительных машинах пластичные смазки, в основном литиевые, применяют в узлах рабочего оборудования и ходовой части. Для их обслуживания специалисты сервисных служб требуют использовать материалы, рекомендованные компанией изготовителем машины. При крайней необходимости допустимо использовать Литол-24, при этом обязательно сокращая интервалы между заменами смазки. Не рекомендуется использовать солидолы и смешивать с ними литиевые смазки, уже находящиеся в узле трения: солидол, особенно в смеси с литиевой смазкой, склонен уплотняться, и впоследствии бывает невозможно удалить его без разборки узла. Для обслуживания отдельных агрегатов, например гидромолотов, а также для систем централизованной смазки используют специальные материалы, и их замещение недопустимо.Пробка масленки для смазки узла трения Нагнетание смазки в узел проводят шприцем вручную, при больших объемах обслуживания целесообразно применять электронагнетатели. Смазочные материалы поставляют в патронах, которые вставляются в шприц, а для нагнетателей в баках соответствующих размеров. Масленки на узлах трения изготовители машин часто защищают пластиковыми колпачками или пробками. В случае отсутствия штатной защиты можно закрыть масленку от попадания грязи подручными средствами: обмотать промасленной ветошью и т. п. Необходимо отметить, что на практике потребитель может столкнуться со следующими проблемами: - совместимость разных смазок при переводе узла трения со смазки одной марки на другую. Информацию о совместимости смазок разных марок (возможности смешивания без ухудшения качества) или их несовместимости (ухудшение эксплуатационных свойств при смешивании) можно найти в журнале «Пластичные смазки: ассортимент и применение», № 2, 2004 г., стр. 52; - правильный выбор смазки-заменителя, обеспечивающей безотказную работу и сохранение характеристик узла трения. Таблица вариантов замены смазок
А. Скобельцин Вернуться в раздел >>> Библиотека Другие новости и статьи: |
Текущий выпуск
Популярные статьи
|
|