|
Библиотека24.03.09
Классификация смазочных маселСмазочные материалы классифицируются на группы в зависимости от следующих признаков: происхождение или исходное сырье для получения; внешнее состояние; назначение. Различают нефтяные (минеральные) и синтетические смазочные масла, используемые в качестве смазочных материалов. Нефтяные масла представляют собой жидкие смеси высококипящих углеводородов (tкип. 300-600°С). Получают их дистилляцией нефти или удалением нежелательных компонентов из гудронов. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, смазочно-охлаждающие и гидравлические жидкости, и пр. По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:
По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:
По назначению смазочные материалы делятся на масла:
Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла. Настоящее исследование посвящено, в первую очередь, минеральным (нефтяным), а также синтетическим и полусинтетическим маслам. Для избежания в дальнейшем разночтений, нами принята следующая классификация масел.
Физико-химические свойства маселДля каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики. Здесь мы представим основные.
Вязкость динамическая — это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости.
Температура застывания — это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания -15°С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания -20°С и ниже, то масла относятся к зимним. Температура застывания в какой-то мере характеризует предельную температуру, при которой возможен запуск охлажденного двигателя. Однако, температура запуска двигателя на холоде зависят не столько от температуры застывания масла, сколько от величины его вязкости при данной температуре. Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения. Эти свойства зависят от вязкости и вязкостно-температурной характеристики, смазывающей способности и чистоты масла. Моюще-диспергирующие свойства подразделяются на моющие и диспергирующие свойства. Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении. Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах. Стойкость моторных масел к окислению повышается при введении антиокислительных присадок.
Коррозионный износ деталей определяется также исходным значением щелочности и скоростью ее изменения. Чем больше проработало масло, тем ниже становится показатель щелочности. Поэтому показатель щелочности вводится в число показателей качества масла. Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками — о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 % по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 % по массе. Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, происходит процесс шламообразования. Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Присадки подразделяют: на антиокислительные — повышают антиокислительную устойчивость масел; противокоррозионные — защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов; моюще-диспергирующие — способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях; противоизносные, противозадирные и антифрикционные — улучшают смазочные свойства масел; депрессорные — понижают температуру застывания масел; антипенные — предотвращают вспенивание масел.
Классификация и свойства моторных маселВ основу классификации моторных масел в России по ГОСТ 17479.1-85 положены два характерных признака: кинематическая вязкость и качественный уровень, определяемый как сумма важнейших эксплуатационных свойств. По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла нормируются значением кинематической вязкости при +100°С, зимние — при +100°С и -18°С. Всесезонные масла обозначаются дробью, в числителе указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе — летнего масла. Система обозначений моторных масел включает несколько знаков: букву М (моторное), цифру, характеризующую класс кинематической вязкости, и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам. Дробные цифры в числителе указывают класс вязкости масла при -18°С, а в знаменателе — класс вязкости при 100°С. Цифры у букв обозначают следующее: индекс «1» присваивают маслам для бензиновых двигателей, «2» — для дизельных. Универсальные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла как дизельного, второе — как бензинового. В необходимых случаях применяют дополнительные индексы: «рк» — рабоче-консервационные масла; «цл» — для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем; «3» — масло, содержащее загущающую присадку; «20», «30» — значение щелочного числа. Таблица 1. Классы кинематической вязкости моторных маселТакже, в зависимости от назначения, типа двигателя и эксплуатационных свойств моторные масла подразделяют на группы. В Таблице 2 представлено это распределение. Таблица 2. Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствамПриведем примеры обозначения моторных масел:
В странах Западной Европы и США масла классифицируются по вязкости, определяемой по методике американского общества автомобильных инженеров SAE (Society of Automobile Engineers) и по эксплуатационным свойствам согласно квалификационной системе, разработанной Американским институтом нефти API (American Petroleum Institute).
Таблица 3. Параметры и свойства некоторых моторных маселКлассификация и свойства трансмиссионных маселМасла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи — цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и другие, называются трансмиссионными.
Противоизносные и противозадирные свойства — основная характеристика трансмиссионных масел. Масла с такими свойствами обладают высокой смазывающей способностью, при которой на трущихся поверхностях зубьев шестерен создается прочная пленка, предотвращающая сваривание и задирание микронеровностей. Эта способность определяется наличием поверхностно-активных веществ, содержащихся в наибольшем количестве в остаточных нефтепродуктах, из которых получают трансмиссионные масла. Кроме того, для повышения противозадирных свойств в масла вводят специальные присадки, содержащие соединения хлора, фосфора, серы и цинка. Эти вещества при большом давлении и высокой температуре образуют пленки оксидов, предохраняющие металл от схватывания в точках контакта. В качестве противоизносных присадок в трансмиссионных маслах широко применяются: ЛЗ-23К — дибутилксантат этилена с 38-41% серы; ОТП — осерненный тетрамер пропилена с 20% серы; ЭФО — продукт взаимодействия экстракта фенольной очистки остаточных масел с пятисернистым фосфором. Эти присадки добавляют к маслам в количестве до 5 %. Трансмиссионное масло не должно вспениваться, потому что пузырьки воздуха ухудшают его противоизносные и противозадирные качества. Температура застывания характеризует пригодность трансмиссионного масла для применения в зимних условиях. Для понижения температуры застывания применяются различные присадки-депрессоры, которые добавляют в масло в количестве 0,2 0,5 %. Противокоррозионные свойства трансмиссионных масел обусловливаются отсутствием в них водорастворимых кислот и щелочей.
Таблица 4. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85Классы вязкости трансмиссионных масел представлены в Таблице 5. Таблица 5. Классы вязкости трансмиссионных маселВ зависимости от эксплуатационных свойств и областей применения, трансмиссионные масла подразделяют на группы (Таблица 6). Таблица 6. Группы трансмиссионных маселВ качестве примера представим обозначение трансмиссионного масла: ТМ-5-12з(рк) — ТМ — трансмиссионное масло, 5 — 5- ой группы, 12 — 12-го класса вязкости, з — загущенное, рк — рабочее-консервационное. Индустриальные маслаПредставляют собой дистиллятные нефтяные масла малой и средней вязкости (5-50 мм2/с при 50°С). Используют главным образом как смазочные масла в узлах трения станков, кузнечно-прессового оборудования, текстильных машин, вентиляторов, насосов и другого оборудования, а также в качестве гидравлических жидкостей, базовых масел для производства пластичных смазок и т.д. Ранее индустриальные масла вырабатывали под названиями «велосит», «швейное масло», «веретенные масла», «машинные масла» и др. Наряду с традиционными индустриальными маслами вырабатывают масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) — так называемые масла серий ИГП (гидравлические), ИРП (редукторные), ИСП (для направляющих скольжения). Назначение индустриальных масел — обеспечить снижение трения и износа деталей металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого промышленного оборудования. Одновременно, индустриальные масла должны отводить тепло от узлов трения, защищать детали от коррозии, очищать поверхности трения от загрязнения, быть уплотняющим средством, не допускать образования пены при контакте с воздухом, предотвращать образование стойких эмульсий с водой или быть способными эмульгировать, хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы, быть нетоксичными, не иметь неприятного запаха и т.д. В условиях применения смазочные масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений, контактируют с различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными средами. Поэтому в период эксплуатации они окисляются — повышается вязкость, кислотное число, коррозионная активность, засоряются продуктами износа — усиливается абразивный износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции — понижается вязкость, температура вспышки, появляется вода и др.
Таблица 7. Свойства основных марок индустриальных маселТак, масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38 и ИГП-49 служат рабочими жидкостями в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов. Их используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения и в других узлах и механизмах, где требуются масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами.
Гидравлические маслаПо назначению гидравлические масла делят в соответствии с областью применения:
Таблица 8. Свойства гидравлических маселВМГ3Маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемнотранспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 да +50 С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны — как зимнее. Веретенное масло АУПолучают из малосернистых и сернистых парафинистых нефтей с использованием процессов глубокой селективной очистки фенолом и глубокой депарафинизации. Содержит антиокислительную присадку. Масло обеспечивает работу гидроприводов в диапазоне температур от -(30-35) до +(90-100) С. Компрессорные маслаЭто нефтяные или синтетические (кремнийорганические, алкилбензолы, эфиры пентаэритрита и др.) масла, используемые в поршневых и роторных компрессорах для улучшения герметичности камер сжатия, уменьшения трения и износа, отвода теплоты. Вязкость К. м. 7-30 мм2/с при 100°С, tвсп. 190-275°С. Они отличаются низкой испаряемостью, высокой термической стабильностью (до 250°С) и химической стойкостью по отношению к сжимаемым в компрессорах газам (воздух, О2, СО2, С2Н2 и др.), хорошими противоизносными свойствами. К маслам для компрессоров холодильных установок предъявляются особые требования, обусловленные непрерывным контактом компрессорных масел с хладагентом, а также постоянным изменением температуры и давления среды. Вязкость этих масел 11-35 мм3/с при 50°С, tвсп. 160-225°С. Нефтяные масла получают обычно селективной, реже кислотно-контактной очисткой масляных дистиллятов. Для улучшения их эксплуатационных свойств вводят антиокислительные, антикоррозийные и депрессорные присадки (0,02-1,0% по массе), иногда масла для придания повышенной морозостойкости загущают полимерными присадками (например, 2-3% полиметилметакрилатов, полиизобутиленов). В зависимости от областей применения и предъявляемых требований выделяют три класса компрессорных масел.
Таблица 9. Свойства основных марок компрессорных маселВернуться в раздел >>> Библиотека Другие новости и статьи: |
Текущий выпуск
Популярные статьи
|
|