Сам термин "логистика" произошел первоначально в интендантской службе армии, от греческого - "логос", и употреблялся впервые в военном искусстве византийским императором Львом VI. А в русский обиход его ввел Генрих Жомини, барон XIX века. Особенно яркое проявление логистики расцвело во Второй мировой войне. Четкая, совместно отлаженная работа транспорта, военной промышленности и тыловых служб дали толчок к применению после войны логистического опыта в мировой экономике.
В настоящее время, логистика ассоциируется с бизнесом и предпринимательской деятельностью, конкретно затрагивая сферу грузоперевозок. Логистика стала нуждаться в новых, научных подходах в системном планировании, контроле энергетических, материальных, пассажирских и информационных потоков, и конечно управлении ими. Главная цель существования логистики заключается в максимальном удовлетворении спроса на предлагаемую продукцию, например, оперативная доставка грузов, а также оказание услуг, предоставление информации, энергии) и доведение ее до покупателя или потребителя в конкретные сроки с минимальными расходами, т.е. в доставке грузов. В соотвествии от типов компаний и специфики их деятельности выделяют различные системы логистики. Так как, главным назначением логистики доставки грузов является снижение затрат и повышение эффективности рабочих процессов производственной деятельности, то логистичексие системы охватывают почти все участки производства, кроме кадров и бухгалтерии.
Задачи, выполняемые с помощью логистики:
1. Определение типа транспортного средства;
2. Выбор маршрута;
3. Организационный процесс транспортировки грузов;
4. Упаковка товаров в контейнеры;
5. Ответственность за сохранность товаров на складах;
6. Маркировка;
7. Создание сборных заказов;
8. Управление резервами и запасами;
9. Таможенные сборы и услуги.
Как известно, логистические принципы в управлении материальными потоками позволяют сократить степень запасов на 30-50% и уменьшить время передвижения продукции на 50%.
Многим руководителям российских компаний и производств достаточно хорошо известны логистические методы управления грузоперевозками. Но такие методы зачастую применяются в отдельных случаях на уровне интуиции. Как правило, это производство, снабжение и сбыт продукции.
Применение концепции логистики позволяет гармонично сочетать внешние и внутренние бизнес-процессы, повышает эффективность деятельности отдельных филиалов и подразделений, сокращает общие затраты и уменьшает себестоимость продукции, повышает и расширяет круг потенциальных клиентов, и что очень важно - удерживает рынок сбыта, укрепляет репутацию компании.